Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страничка музыкального руководителя

Семенова Елена Юрьевна — музыкальный руководитель

ДОМАШНЕЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Окружающий нас мир состоит из звуков: громких и тихих, ласковых и тревожных, гармоничных и диссонирующих. Музыка присутствует повсюду. Нужно только немного прислушаться, открывая сначала, может быть незаметные, удивительные созвучия. Никто не станет отрицать, что музыка очаровывает, увлекает, побуждает инициативу. Она несет в себе эмоциональную природу и способна точно, ярко передавать настроение и чувства человека. Музыкальные игрушки и инструменты способствуют формированию творческой личности ребенка: развиваются слуховые представления, чувство ритма, тембровое восприятие. Приобщение ребенка к музицированию лучше всего начинать с группы ударных инструментов: барабан, деревянные ложки, трещотки, колокольчики, бубен, треугольник. Примерно, с 3-4 лет, можно включить металлофон, ксилофон (ударный музыкальный инструмент в виде ряда деревянных брусочков, по которым ударяют деревянными палочками) и др. На ударных инструментах хорошо отбивать ритмический рисунок, метрическую пульсацию (чередование сильных и слабых звуков), которую дети начинают осознавать с того момента, когда начинают маршировать под музыку. Метрическую пульсацию легко показать на бубне, барабане: дети с удовольствием стучат ладошкой по бубну или палочкой ударяют в барабан. Метр и ритм дети легко усваивают и через жанры произведения. Например, полька характеризуется следующей ритмоформулой ‒ (раз-два), а вальс – (раз-два-три). Быстро и легко освоить навыки игры на ударных инструментах помогают образные сравнения: предложите ребенку изобразить деревянными палочками бег лошадки. Нежный перезвон колокольчиков хорошо получится при извлечении звука легким встряхиванием кисти правой руки. Металлофон – самый доступный для детей инструмент, вызывающий интерес почти у всех без исключения. Поэтому начинать знакомство с инструментом лучше всего с «обследования», т.е. самостоятельного манипулирования: ребенок быстро поймет, что звук извлекается посредством удара молоточком по пластине.

Металлофон лучше всего положить на небольшую подставку, находящуюся на уровне колен ребенка, и объяснить, что

молоточек должен лежать на указательном пальце, а большой палец придерживал бы его сверху. Удар должен приходиться на середину пластины и быть легким (следите за свободой кисти). Отдельно поупражняйте маленького музыканта в передаче ритма. Похлопайте в ладошки: «Та-ня, Та-неч-ка, Ан-дрей, во-ро- бей, не го-няй го-лу-бей». А после предложите выполнить эти же задания на пластине металлофона. Закрепив в течение некоторого времени музицирование на одном звуке, переходите к освоению двух звуков разной высоты: «Дож-дик, до-ждик, пол-но лить/, на-ших де-ту-шек мо-чить/» (используются две соседние пластины металлофона). Постепенно дети осваивают звукоряд (пластины металлофона могут быть разного цвета, что облегчает задачу освоения звукоряда) и овладевают навыками игры. Поощряйте инструментальные импровизации. Пусть ваш ребенок подражает звукам окружающего мира и свободно проявляет свою музыкальную индивидуальность. РЕКОМЕНДАЦИИ v Знакомьте с инструментами поочередно, выбирая по принципу «от простого к сложному». v В игровой комнате не должно быть много инструментов и звучащих игрушек, это притупляет внимание и желание научиться играть. v Качество инструментов должно соответствовать музыкальным стандартам; они не должны звучать фальшиво, или издавать неприятные звуки.

МУЗЫКА НА КУХНЕ

Люди часто не замечают, что каждый предмет таит в себе совершенно неожиданное предназначение. Необходимо приложить лишь немного фантазии и желания, помогая дать новую жизнь простым вещам, с которыми мы каждый день встречаемся дома. Не стоит выбрасывать ненужные баночки из-под йогурта, кофе, футляры от фотопленок, и много других, как окажется позже, полезных для творческой деятельности предметов. Имея под рукой несложные орудия производства (ножницы, нож, шило, сверло, напильник, пилу и др.) дети вместе с родителями могут из этих, казалось бы, несовместимых предметов и бросовых материалов создавать музыкальные инструменты.

Получая радость творчества от совместного изготовления инструментов, дети продлевают ее во время музицирования на этих инструментах (особенно во время ансамблевой игры). При этом ребенку открываются большие возможности ‒ ощутить прелесть созидания, творчески мыслить через доступные формы музицирования, создавая удивительный мир звуков и образов.

Получив этот мощный первоначальный эстетический толчок, ребенок формирует готовность обучаться игре на «сложных», казалось на первый взгляд, музыкальных инструментах, с удовольствием знакомиться с необычайно обширным и многоликим миром музыки. Поэтому занятия музыкой станут не тягостной обязанностью, как это нередко бывает, а школой радости, самовыражения и личностных проявлений. Дети по природе своей исследователи. Им не терпится узнать сущность простых и совсем непростых вещей и явлений. Поэтому экспериментирование со звучащими предметами, сделанными самостоятельно оригинальными инструментами, различного рода звукоподражания неизменно влияют на познавательное отношение ребенка к окружающему миру, развивают его начальные музыкальные способности.

Всевозможные оригинальные инструменты, развлекая, создают у ребенка желание трудиться, заниматься музыкой, творить и сочинять. Ребенок является «производителем» и музыкального инструмента и музыки, на нем исполняемой. Вот что можно изготовить дома вместе с ребенком из предметов, которые всегда найдутся под рукой. погремушки из упаковок от йогурта, пластиковых бутылочек, коробочек от киндерсюрпризов, футляров от фотопленок (просто насыпать в середину любую крупу, песок или мелкие камешки и плотно завязать);

трещотки из деревянных линеек, расчесок;

флейта из бамбуковых палочек;

банджо из коробки от чая и бруска дерева; барабаны из пластиковых ведер или консервных банок;

колокольчики из цветочных горшков;

«шум дождя» — из картонной бобины от фольги — маленький , из бобины от обоев — большой ;

музыкальные тарелки из крышек от кастрюль;

шумовые инструменты из шуршащей бумаги и пакетов;

духовые инструменты из бутылок различной формы и объема;

колокольчики из стеклянных бокалов с водой (из них можно сделать целый оркестр, наливая разное количество воды и выстраивая звукоряд);

Для ребенка не должно быть в процессе творчества ограничений, выраженных в противопоставлениях «надо или не надо», «возможно или невозможно», «получится или не получится». Сужая простор для творчества, можно погубить самое главное: инициативу и побуждение к инициативе, когда хочется делать, творить, созидать. В процессе создания музыкальных инструментов дети приобретают трудовые, конструкторские, изобретательские навыки, во время музыкальной деятельности развивают свои музыкальные способности. В итоге комплексное, всестороннее развитие детей происходит через радость совместной с родителями трудовой, художественной и музыкальной деятельности. А что еще может быть важнее?

WordPress Lessons