Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Рекомендации родителям

Лексическая тема: «Посуда» — опубликовала учитель — логопед группы «Ромашки» Бычинская Светлана Александровна

Артикуляционная гимнастика

1. Дидактические игры:

— «Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)тарелка – тарелки, кастрюля – кастрюли, ложка – ложки, вилка – вилки, стакан – стаканы, половник — половники и т.д.

— «Назови ласково» (образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов).

сковорода – сковородочка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, чашка – чашечка, поднос, сервиз, половник, солонка, маслёнка и т.д.

— «Сосчитай посуду» (согласование существительного с числительным)

Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей, шесть ножей и т.д.

Можно взять слова для счета – стакан, половник, вилка, ложка и т.д.

— «Какая бывает посуда?» (образование относительных прилагательных)

Посуда из стекла – стеклянная; из металла – металлическая; из фарфора – фарфоровая; из глины – глиняная, из пластмассы – пластмассовая и т.д.

— «Как называется?»

Посуда для сахара – сахарница, для соли — …, хлеба, супа, молока, масла, конфет и т.д.

— «Найди общее»

Чашка и кружка – они круглые, гладкие, устойчивые, белого цвета, из них можно пить, у них есть ручка.

— «Найди разницу»

Чашка и кружка – чашка сделана из фарфора, а кружка – из железа; чашка бьётся, а кружка – нет; фарфор плохо проводит тепло – из чашки хорошо пить чай, не обожжёшь губы кипятком; железо быстро нагревается, и горячий чай из кружки сразу пить нельзя, можно обжечься.

Задание 2. Отгадать загадки о посуде.

— Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

— Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)

— Ходит он из края в край, режет чёрный каравай. (Нож)

— Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую Обжигают с древних пор, называюсь я … (Фарфор)

Задание 3. Пословицы и поговорки (обсудить).

— Посуда бьётся — к счастью.

— Без труда не отмоешь добела.

— Не пытайся налить с верхом.

4. Подбери признаки (не менее трех признаков):

Чашка (какая?) – … чайник (какой?) — …

5. Образуй признаки (от предмета): пластмасса — … стекло — … глина — … дерево — …

праздник — … чай — … кофе — … кухня — …

6. Назови ласково: чашка – чашечка ложка — … чайник — … тарелка — … кастрюля — …и т.д

7. Есть – нет (родительный падеж): чайник –нет чайника, ложка — … сковорода — … стакан — … блюдце -… сервиз — … донышко -… кухня -… посуда — …

8. Что где лежит? сахар – в сахарнице масло — … хлеб — … сухари — … соль — … перец —

9. Назови посуду: чайную — …. столовую — … кухонную — …

10. Исправь предложения: Суп разлили по стаканам. На чайнике кипит чай. В сахарницу насыпали хлеб.

1. Грамматический строй

1). «Назови ласково? (образование существительных в уменьшительно — ласкательной форме) Тарелка — тарелочка(кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, казан, графин).

2). «Один — много» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже)Одна ложка, две ложки, пять ложек Кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, сахарница, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, графин, казан, селедочница, терка, крышка.

3). «Родственные слова» (образование однокоренных слов) Кофе – кофейник – кофеварка – кофемолка — кофейный Чай — …(чайник — чайный ) Суп — … (супчик – супница — суповой )

4). «Материал» (образование притяжательных прилагательных) Посуда из стекла — стеклянная Посуда из фарфора — … Посуда из металла — … Посуда из пластика — … Посуда из дерева — … Посуда из пластмассы — … Посуда из бумаги — …

2. Связная речь

1).« Где живут продукты?» Сахар живет в сахарнице (соль, сухари, масло, перец, чай, кофе, селедка, конфеты, салат, суп)

2). Послушай сказку, выучи ее: «Сказка о чайнике» Жил – был чайник. У него была семья — посуда. Чайник был пузатый — препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.

3)Теперь придумай такую же сказку о каком – либо предмете посуды. Нарисуй чашку и блюдце из одного чайного сервиза.

3. Игра «Сосчитай посуду»:

один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.

одна ложка, ….

одна чашка, ….

один стакан, …

одна кастрюля, …

4. Игра «Гномик и великан»

Кастрюля. У гнома — кастрюлька, а у великана — кастрюлище.

Стакан. У гнома — стаканчик, а у великана — стаканище.

Нож. У гнома — ножичек, а у великана — ножище.

5. Игра «Составь предложения с предлогом «С»

С чем ведро, если в нем … (вода, молоко, морковь, картошка…)?

6. Назови предмет посуды на звук: [ч] – чайник, … [б] — … [н] — … [вь] — … [л] — … [к] — … [с] — … [т] — … [мь] — …

7. «Объясни, что делает этот предмет?» мясорубка – рубит мясо

самовар — … овощерезка — … хлеборезка — … соковыжималка — … яйцерезка — … чеснокодавка — …

8. «Назови эту посуду» Чайная посуда – это самовар, … Кофейная посуда – это кофейник, … Столовая посуда – это супница, … Кухонная посуда – это кастрюля, …

9. «У какого предмета посуды есть это?» Носик есть у … Дырочки есть у … Крышка есть у … Одна ручка есть у … Две ручки есть у … Лезвие есть у … Четыре зуба есть у …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

WordPress Lessons