Авторы:
Воспитатель: Вусова Инна Васильевна
Воспитатель: Кудрявцева Елена Алексеевна
Цель:
— Обобщение и систематизирование представлений детей о цветах
Наши задачи:
— Формирование умения распознавать различия садовых, полевых, лесных цветов.
— Углубление представлений детей о названии всех цветов.
— Закрепление умения детей внимательно дослушивать задание до конца
— Формирование навыка у детей давать полные ответы
— Развитие речевого внимания, мышления, навыков словоизменения, связной речи
— Продолжение обогащения словаря, знакомства с выразительными средствами языка
Прочитаем детям стихотворение:
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки;
Очень долго мы шагали
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем отдохнём,
А потом опять пойдём.
А теперь, пусть дети закроют глазки, представят полянку, и вы у них спросите:
— На полянку вышли, сели, какой вы чувствуете кругом аромат?
— Чем это так приятно пахнет?
А теперь, пусть дети внимательно прослушают сказку и ответят на вопросы.
Сказка:
Заспорили когда-то времена года –у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна –и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами.
-Мои цветы самые красивые, -говорит Весна.
-Нет, -возражает ей Лето. –Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше! Взмахнуло Лето шляпкой, сплетенной из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь –везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки.
Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблекли. -Мои цветы не хуже, -так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы.
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи. Люди сад вырастили, а все равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, -хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года у кого цветы самые лучшие
Спросите у детей:
— как они думают, какие цветы самые красивые?
— о чем мы будем говорить сегодня? (О цветах)
Спросите:
-Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)
-А какой праздник мы отмечали совсем недавно? (Международный женский день 8 марта.)
-И что же было главным из подарков для наших мам, бабушек? (Цветы)
-А какие цветы вы дарили своим мамам, бабушкам?
-А как мы назовем эти цветы, одним словом? (Садовые)
-Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.)
-Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т. д.)
-Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)
-А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете, где они растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.)
-Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василек и т. д.)
-Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)
-Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как выдумаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.)
Дальше, пусть дети расскажут какие цветы растут у них дома и в группе в детском саду.
(В доме и в группе растут комнатные цветы.)
— Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.)
— Как мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.)
— Расскажите из каких частей состоит цветок (корень, стебель, лист, бутон или соцветие)
А теперь игра «Назови части цветка»:
-Назовите самую главную часть цветка? (Корень).
— Что идет после корня? (Стебель)
— У цветка есть? (Листья.)
-Далее после листьев? (Бутон)
— А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)
— И остались? (Лепестки)
— Какой цветок у нас получился? (Мак)
— Сколько звуков в слове «мак»? (3)
— Назови первый звук в слове «мак». (Звук [М])
— Какой второй звук в слове «мак»? (Звук [А])
-Какой звук мы слышим в конце слова «мак»? (Звук [К])
-А сколько слогов в слове «мак»? А как мы изменим слово «мак», чтобы у нас получилось два слога? (Маки)
Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.
Предложите детям сыграть в игру «Какие цветы?» Пусть они опишут какие бывают цветы (не названия, а описание цветов).
(Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие)
А теперь сыграйте с детьми в игру «Доскажи словечко»
— Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы -знаем, но еще сегодня не вспоминали.
Как зовут меня, скажи:
— Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый
(василек)
— Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу- ка в карманчик
Бывший
(одуванчик)
— Цветики корзинкой
С желтой серединкой,
Белая рубашка.
Хороша
(ромашка)
— Желтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В тонких веточках
(мимоза)
В лепестки, как в плащ атласный,
Спрятался цветок прекрасный.
Не раскроется никак
В огороде красный
(мак)
Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.
И первым появляется
В проталине
(подснежник)
А сейчас предложите детям немного отдохнуть и сделать физкультминутку. Пусть они повторяют за вами:
-Раз два три выросли цветы
К солнцу потянулись высоко:
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки качал
Влево качнулись низко прогнулись.
Вправо качнулись низко пригнулись.
Ветерок убегай! Ты цветочки не сломай!
Пусть они растут, растут, Детям радость принесут!
А сейчас, поиграйте в «забывчивого покупателя»
Покупателю необходимо купить цветок, но он забыл название цветка. Он описывает этот цветок, а продавец должен догадаться по описанию и показать картинку.
— Роза (растёт в саду, на стебельке шипы, бывает красной, белой, жёлтой).
— Подснежник (первый весенний цветок белого цвета, занесён в Красную книгу).
Распечатайте на принтере или найдите изображения цветов. Разрежьте картинки на несколько частей и предложите детям из частей собрать целое.
Подведите итоги, узнайте:
— Понравилось ли детям занятие?
— Что именно понравилось?
— О чём мы сегодня говорили?
-Какие бывают цветы?